Магарыч

Уральская байка

Раньше говорили – в лесу без огня спать нельзя. Пойдёт человек днём в лес, заснёт там на часок, а к нему в рот змей заползёт. Заползёт, и в брюхо поселится. Такой мужик или баба семье погибель. Ужака внутри крутится, жрать хочет. Вот и начинает дурень есть без меры, и день, и ночь. И не отнимешь – плачет, беснуется. Весь дом за ним заголодать может. Одно средство есть: накормить его солёными селёдками, к лавке привязать и пить не давать. А у лавки в чашку святой воды налить. Помучается он целый день, уснёт, а ночью змей не выдержит жажды и выползет. Напьётся святой воды и сгинет. А человеку ничего – проснётся утром и будет жить как раньше. Бес его попортил, а потом отпустил.
Хуже, кто сам решил с чертями сойтись. Вот в одном посёлке умер дед. Звали его Иван, и всю жизнь он проездил, то на фабриках нанимался, то в экспедициях. Видавший был. Жил он один, а как помирать, соседям говорит: «Научил меня один алтаец. Как надо вам будет чего в жизни, то несите мне на могилу водки хорошей или вина. Там и оставляйте. Здесь её бродяги выпьют, а я, на том свете, магарычи буду начальству ставить, помогать вам».

Ну, умер он. И стали люди к нему водку носить. У каждого же своя забота. Кто за детей просил, кто за здоровье, кто за заработок. Сперва мало ходили, потом больше и больше. Заметили – проставишься на Ивановой могиле – и дела в гору идут. Кто-то от болячки оклемался, другой долги раздал, третий ещё что. Помогали магарычи. Даже издалека стал народ приезжать. Один неместный вообще месяц жил и каждый день бутылку приносил. Говорили люди – покойник не колдовал, не ворожил, значит, вроде угодника стал, на могилку сходить греха нет. Такая слава пошла. А сам дед, как умер, так оказался у кабинета. Дверь открывает, заходит – там за столом мужик сидит, в белом кителе, и на деда смотрит.

– Здравствуй, Иван, – говорит, – садись. Устроил ты нам суеты. Столько водки поставил, что не знаем, что и делать с ней. Рассказывай, что за магарычи такие затеял?

А у самого и правда, бутылок на столе бессчётно. И Ивану тоже наливает полстакана, подаёт. Сел дед на стул, собрался и говорит:

– Да вот, хочу маленько соседям пособить. Трудно им живётся, работягам. Жалко их. Вот и решился на такое дело. A если что не так, то это по незнанию, извиняюсь!

Посмеялся начальник, выпил с Иваном. Тот взбодрился, думает, что всё на лад пошло. Сидит, прикидывает что будет. А мужик папиросу закурил, дымок пускает. Достал какую-то книжицу, стал читать да почёркивать. А потом и говорит деду:

– Вижу тебя, Ваня, насквозь. Есть тут весточка, что про сельчан своих ты и не помышлял, а даже наоборот, шкуру свою спасал. Думал так – раз нагрешил я не мало, значит, в ад попаду. А чтоб пристроиться там, где потише, да помягче, надо чертям взятки давать. Но с собой-то не возьмёшь! Карманы, и те зашьют. Вот и надоумил ты, хитрец, соседей водку доставлять, чтобы ею откупаться.

Скуксился Иван, задрожал. Понял, что здесь не обмудришь – всё как есть рассказывают. А мужик дальше:

– Только выйдет, любезный, иначе. Магарыч – это дело святое. Потому, по твоему делу решение такое будет: за что люди проставляются, то мы, по возможности, исполним. Но ты нам, Ваня, все затраты отработаешь аккуратно. Назначу я тебя в наш горный комбинат, шахтёром-проходчиком. Каждый магарыч – тебе тысяча трудодней работы.

Ни слова больше не сказал. Кинул Ивану трудовую книжку и отправил в забой. А там – темень, духота! И ни кирки, ни лома. Хочешь ногтями царапайся, хочешь зубами. Всё равно, пока метр породы не пройдёшь, трудодень не начислят. А как только прошёл – сточенные зубы заново нарастают, мол, заново мучайся. Вот так вот и вышло: одним – удача, другим – пьянка, а деду Ивану – за них за всех камни грызть. А всё потому, что захотел чертям чужую водку продавать.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: